PROTOZOA
Группа
«PROTOZOA» дебютировала на сцене в 1996 году. Основателями группы стали: Андрей Агеев - Алёшин (гитара, клавишные), Александр Картинин (бас-гитара) и Александр Михайлов (гитара). Началось все с того что, парни занимались исполнением эстрадной музыки 60-70х. Однако со временем, в тайне от старорежимного худрука-трудовика, на репетициях стали слышны фрагменты METALLICA и SODOM , откровенно выпадающие из репертуара. Потом появились первые эксперименты со своими музыкальными идеями. Вскоре творческий процесс так затянул коллектив, что песенки Джо Дассена, Стиви Вандера и музыка к
«Спортлото» были самым наглым образом заброшены. Это не осталось незамеченным - на репетиции стали ходить слушатели, в общем, возникала тусовка, и дело
«запалили», а ансамбль с позором и нравоучениями ликвидировали. Но было уже поздно…
Оказавшись на улице, лишившись помещения и аппаратуры, без пяти минут студенты уже обладали гораздо более важным - целью и стремлением к её достижению. Стоять на месте не представлялось возможным. К тому же, в Колпино существовало место, куда они могли податься. Здесь стоит отвлечься и упомянуть об интереснейшей, но малоизвестной музыкальной формации, называемой
«колпинский андерграунд». В Колпино расположен Ижорский завод- гигант, насчитывающий под сотню огромных цехов. После перестройки завод лихорадило, и множество помещений опустело. Многочисленные колпинские группы начали стремительно заселять бесполезное пространство. Один цех в результате почти целиком состоял из точек - именно это здание звалось андерграунд. SHU :
« Представьте себе коридоры непрошибаемого бетонного здания, где почти за каждой дверью репетирует какая-нибудь группа. Стены-в граффити, от растаманских до сатанинских, и ты находишься внутри плотной звуковой каши - от поп-рока до грайнд-кора. Ощущение незабываемое, но лично я там долго находиться не мог - слишком много людей, слишком много общения для творчества. Не забыться, всегда чувствуешь себя как в набитом вагоне метро, пусть и весёлом. Я считаю, что нам повезло с точкой, удалённой от этого творческого эпицентра, здесь мы не смогли бы спокойно делать своё дело. Если бы к нам постоянно заходили критики и советчики каждые полчаса, могли бы возникнуть неразрешимые по-хорошему разногласия».
Помещение, которое группе посчастливилось занять, было действительно весьма удалённым от Андерграунда, хотя и находилось на территории завода. В это время был найден барабанщик - им стал Рудиков Виталий, а также в учебнике зоологии обнаружено слово, показавшееся группе близким к их творчеству. Так появились PROTOZOA. Почувствовав себя в своей тарелке, музыканты с энтузиазмом взялись за дело. А задачи были поставлены весьма значительные:
«объять необъятное» - таков был девиз Агеева-Алёшина, основного генератора идей в то время. Группу тогда интересовала исключительно тяжёлая музыка: ТО БЫЛ ТРЭШ МЕТАЛ!!! Песни по 7-8, а, бывало, и по 12 минут, щедро начинённые риффами – вот как парни соскучились по настоящей работе! Весь цвет Андерграунда ежегодно выходил
«на поверхность» - Колпинский рок - фестиваль. И вот, в 1996 году PROTOZOA были приглашены на его сцену. У группы к тому времени была готова неординарная программа из трёх песен, одну из которых,
«Тень Среди Теней» музыканты записали для фестивального сборника, изданного на МС. 13 сентября 1996 года PROTOZOA дебютировали на сцене 4-го колпинского рок-фестиваля. Аудитория и пресса отметили простейших как
«арт-метал» и как
«подающих большие надежды». SHU :
«Конечно, мы волновались, ведь нам надо было исполнить три 10-минутные песни с огромным количеством риффов, смен темпа и тональностей, с текстами о смерти и прочей жути, да и подать это как следует, чтобы среди дурацкого питерского гранджа на нас обратили внимание. И всё это разом и впервые в жизни!» Затем начались частые выступления в разных клубах СПб, где приветствовалась подобная музыка - ГОРА, TEN , JAM и.т.д., во всевозможных
«мутных» фестивалях, где молодые группы продавали билеты, чтобы отбить деньги за вступительный взнос, который платили за участие в безвкусном капустнике.
В 1997 году PROTOZOA снова попробовали себя в студии - на этот раз это была студия в клубе
«Арт - Клиника», а записана была песня
«Не Заморочен»- очередной эксперимент в области смешения стилей. Здесь подопытными кроликами послужили хардкор и джаз-рок. Трек вошел в сборник, название и номер которого музыканты благополучно забыли. К этому времени была готова уже довольно объёмная новая программа, более конкретная, состоящая из композиций заметно покороче. Но была и проблема - Агеев-Алёшин не мог потянуть одновременно вокал и игру на гитаре. Начался поиск вокалиста, растянувшийся почти на год, за который было прослушано более 20-ти претендентов. В конце концов, на пороге появился Игорь Мамонов. SHU :
«После многих часов прослушиваний людей со всех концов страны, с разными прибабахами и способностями, в возрасте от 16 до 35 лет, Мы (а нам было по 21-22), решили людей старше 25 (особенно женатиков) даже не слушать. Прослушать Мамона всех уговорил интуитивный Саша Михайлов. Так мы и встретили на колпинском вокзале кренделя в пальто с тремя рукавами, прибывшего к нам из города с жутким названием Дно. Послушали друг друга и поняли - всё, можно по этому поводу расслабиться!» IGO :
«Я пришёл по объявлению на стене дома 10 на Пушкинской улице. Группу, как и всё, что происходило тогда в СПб, до этого не знал. На первой же репетиции я понял, что цели у парней серьезные, а сами они не раздолбаи и не нарики. Вот, и по сей день вместе». Необычный вокал Игоря удачно вписался в саунд PROTOZOA, группа начала звучать по-иному, но… Осенью 1997 года Агеева-Алёшина забирают в Армию на целых 2 года. ANDR :
«Да, событие, конечно, что надо! Всё неплохо складывалось, предстояло много работы с Игорем над готовыми песнями и над новыми песнями и тут как гром среди ясного неба - отбытие в Армаду! Моё состояние было неописуемым, я хотел провалиться в преисподнюю. Но чему быть, того не миновать. Я оставил ребятам запись своих партий в виде этакой видеошколы и отбыл в неизвестность, прихватив с собой гитару и комбик. Чёрт возьми, я оказался законопослушным гражданином…».
Отсутствие одного из гитаристов заметно облегчило саунд, отразилось это и на стилистике группы в этот период. Покачавшись на волне модной тогда альтернативной музыки, взяв от неё то, что им показалось интересным и, соединив это со своим тяжелометаллическим музыкальным багажом, PROTOZOA зазвучали по-новому. Пресса
«помогла» им определиться со стилем: фанк-метал. PROTOZOA всё ярче выступали на площадках Питера и Северо-запада. Их тогдашние шоу напоминали эпатаж ранних RHCP, да и в музыке появилась заметная прифанкованность. Начался поиск Облика и Атрибутов. Концерты порой походили на маскарад или цирк, что, конечно, выгодно выделяло группу на фоне других. Зимой 98-го Агеев-Алёшин прибыл в отпуск, и срочно была организована запись первого альбома группы. Работали на студии НЕВА, записали 5 песен и символично окрестили продукт
«Дефлорация». SHU :
«Этот мини - альбомчик вышел тиражом всего в сотню кассет, незаметно мелькнув на прилавках магазинов. Это дебют, всеми нами любимый первенец. Его тепло приняли критики, правда, придумывали параллели - FAITH NO MORE , SOUNDGARDEN : ведь тогда все только это и играли, вот и критики уже как роботы функционировали. Нам было приятнее услышать: « Да это же русский LED ZEPPELIN !» Шумный, ритмически непростой материал. Мы тогда говорили, что играем «конвульсивный рок».
К 1999 году группу стали узнавать, приглашать и всячески отмечать. Одним словом, к приходу Агеева-Алёшина домой PROTOZOA работали на всю катушку. Накопилось много нового материала. В полном составе группа вновь утяжелилась. ANDR :
«Когда я вернулся, у ребят было много материала, больше, чем когда я приезжал в отпуск. И у меня тоже была масса идей, но КОЕ-ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ. У группы появился собственный имидж и манера игры, я уже не мог быть здесь лидером, как раньше - теперь мне предстояло вписаться в PROTOZOA! Я осознал, что, вернувшись из армии, не был готов к такому повороту событий. Потом я очень обрадовался переменам. Музыкальная свобода и та, по-настоящему заряженная энергетика накрыла и меня. И вместе мы сумели извлечь из трудностей моей акклиматизации немалую пользу». Программа того времени сочетала в себе многое – Игорь Мамонов привнёс театра и поэзии, Саша Михайлов - невыносимо свербящие соло, снова валили с ног Андреевские риффы, а ритм-секция увлеклась садомазо-готикой: получилась гремучая смесь утончённой литературности и агрессии, сексуальности и жестокости. SHU :
«Вот нас тогда несло! Мы как могли, издевались над зрителями и собратьями по концертам. Группам, выходившим на сцену после нас, нужно было не только попытаться заинтересовать собой оглушенную и ослеплённую публику, но и как-то суметь отработать на загаженной нами сцене. Лужи бутафорской крови, стулья, скотч, заляпанные гримом микрофоны, всяческий невообразимый хлам с этим столкнулся не один коллектив, разделивший с нами уик-энд. Это был настоящий панк. Хотя писали, что это глэм! Потом подсели на садомазо и трэш-хоррор: и началась длинная череда всевозможных нарядов, нарядов идиотских, нарядов, полных мрачного пафоса. К нам зачастую люди боялись подойти, но глаз оторвать не могли. Нам это нравилось. Мы называли это садомазопоп - за востребованность.»
В начале 2000 года на студии
«СИГНАЛ» PROTOZOA записывают следующий, на этот раз полноценный альбом
«Компромат», где подчеркнуто выразили свою эклектичность и полусумасшедший образ жизни. К сотрудничеству в работе над альбомом были привлечены и другие музыканты - Прокоп, Таня и Настя из группы ACKEE WARRIORS (теперь Прокоп играет в КАРТЕЛЬ, а Таня занята своим urban reggae проектом ACKEE MA - MA ), и Даня Гагарин (ныне
«ДВА КАПИТАНА»). SHU :
«Эта работа отразила очень многие грани нашей группы, прослушивая её, можно отчётливо заметить те распутья, и перекрёстки на которых мы задерживались в раздумье. Едва ли не каждый трек с этого альбома представляет целый стиль, который PROTOZOA могли бы развивать в дальнейшем. Мы ушли от мелодичности, больше работали с «острыми» нотами, петлями, исполняемыми вживую. Здесь звучит и что-то типа даб, реггей, и очень брутальные ходы, такие, что жуть берёт. Альбом очень широк, может быть, даже и чересчур. Альбом - зеркало, альбом - размышление. Но выстрелил он потрясающе, перед нами открылись новые возможности». IGO :
«Это была приятная этапная работа. Неплохая отдача без особых усилий». Материал альбома составил саундтрек к документальному кинофильму
«В Горах с Тобой», снятому женой Игоря Мамонова Саррой Ансон на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. В этой картине о непростых отношениях двух сложных людей использовано множество фрагментов выступлений PROTOZOA, также интересны моменты, снятые в
«закулисье». IGO :
«Фильм очень качественный во всех отношениях, благодаря сумасшедшей Сарре. Мы там не играли - были самими собой».
Новые песни были приняты публикой восторженно, этому способствовали новые элементы шоу, удачно выделяющие группу среди прочих. Так, PROTOZOA нашумев на фестивале
ОКНА ОТКРОЙ! 2001, были отмечены организаторами НАШЕСТВИЯ, и этим же летом прогремели в Раменском, перед 50 000 слушателей, где были так непохожи на причёсанных москвичей. IGO :
«Благодаря фестам ОКНА ОТКРОЙ! и НАШЕСТВИЕ, мы увидели себя со стороны глазами «больших» фотографов, журналистов, ТВ. Своим имиджем мы просто приковали их внимание. ОКНА ОТКРОЙ! - честный добрый фест, а НАШЕСТВИЕ даже не стесняется своей блядской сущности». SHU :
« Самое яркое впечатление о «НАШЕСТВИИ» - постоянная суета и накладки. Звук хороший. Очень много народу, озадачившего нас своей отмороженностью и неактивностью во время нашего шоу. Мы от такого приёма уже успели отвыкнуть. Только когда вышли ДДТ, стало понятно, кого народ ждал. Прогрессивная молодежь! Смешно! Но было кайфово ощущать себя чёрным вороном среди белых голубей.»
В октябре 2001–го группа отыграла большой концерт в одном из своих любимых клубов
«МОЛОКО» и…ушла в тень, легла на дно, исчезла отовсюду. Внутри группы ситуация к тому моменту стала близка к несовместимой с творчеством. Пришло время заглянуть в себя, впервые за прошедшее время. Группа решила приостановить непрерывные выступления, перевести дух, упорядочить накопившийся материал, времени на доработку которого было до этого никак не выкроить. Этот факт вызвал множество кривотолков, усиленных к тому же, участием Игоря Мамонова в SCANG . IGO :
«В период кризиса отношений в группе я получил предложение от SCANG поиграть с ними, согласился и увлёкся идеей. Весёлый коллектив, но играть в нескольких группах нелегко, я ощутил это, но не думаю, что в этом нужно видеть какую-то проблему». Но PROTOZOA, образно выражаясь, секли поляну, и не пропустили момента весьма результативно восполнить пробелы в графике концертов, выступив вместе с Психеей на разогреве у RAMMSTEIN перед многотысячной аудиторией стадиона
«Петровский». IGO:
« RAMMSTEIN - классные музыканты. Шоу отработано с немецкой аптечной точностью. Никакого пафоса за кулисами и «проставились» хорошо после концерта. Такие вещи не забываются» Затем PROTOZOA снова вернулись в своё стратегическое убежище. ALEX :
«Записать альбом - закономерное желание для большинства коллективов, и мы не исключение. Но записать хорошо не всегда удаётся прежде всего из-за скромного бюджета группы. Идея собственной студии родилась у меня ещё в школьные годы. Я много экспериментировал на пару с моим тогдашним соседом, а ныне гитаристом PROTOZOA Андреем. С тех пор прошло лет 10 и случилось так, что, с одной стороны, у группы накопился большой материал, а с другой – мы не могли себе позволить запись на более-менее приличной студии. У меня к тому времени уже скопился какой-то аппарат и я предложил записаться самостоятельно. Своими руками мы переделали точку «под студию», пригласили Алексея Рацена («ТЕЛЕВИЗОР») в качестве звукорежиссёра и попробовали… Что получилось – не услышит никто, даже мы: техническая катастрофа. Но опыт получен бесценный».
Осенью 2002 г группа расстаётся с одним из наиболее любимых публикой музыкантов - Виталием Рудиковым: печальный результат того самого осложнения отношений, о котором шла речь выше. Но паузы в работе не было - за ударную установку сел Андрей Андрианов, из поп-рок группы
«МИДЖИ». ADRIANO :
«Я сразу же согласился принять участие в группе, за творчеством которой следил на протяжении нескольких лет и восхищался музыкальностью мыслей и уровнем игры. Мне было очень приятно, что обратились именно ко мне. Я хорошо был знаком с группой и её творчеством. Слушал оба предыдущих альбома, бывал на концертах. Новую программу услышал в тот момент, когда приступил к работе. Впечатления были очень хорошие, новые PROTOZOA явно отличаются от прежних ещё большим драйвом, тяжестью, текстами; на мой взгляд, группа стала более взрослой во всех отношениях. Гвозди вбиваются в голову!». И вновь группа зазвучала по-новому! Теперь PROTOZOA в основном, состояла из любителей тяжелой и очень тяжелой музыки. Конечно же, оригинальный стиль группы от этого только выиграл.
Едва сыгравшись, новый состав с успехом опробовал свои силы на кинофестивале
«Чистые грёзы», где PROTOZOA стали глотком свежего воздуха. Всё время своего затворничества музыканты работали над новой программой, держа её в секрете. Переоборудовав своими силами точку под студию группа начала записывать новый альбом, почти записала, но, не найдя общего языка со звукорежиссёром Алексеем Раценом, прекратила сессию, Рацен же результаты своей работы попросту уничтожил. Пожав плечами, простейшие сделали то, что первое пришло им в голову - вновь вышли на сцену. ADRIANO :
«Большой перерыв в концертах и затишье вокруг группы было обусловлено не только долгой, но плодотворной работой над записью нового альбома. Одной из важнейших причин являлась, на мой взгляд, смена барабанщика . Сложилось так, что я пришёл в PROTOZOA в тот самый момент, когда работа на студии шла на всю катушку. Наше знакомство и доделывание альбома происходили одновременно. А альбом хотелось выдать отличный от всего того, что называется «Сделано в России». Такие временные затраты были бы оправданы, если бы не поступок легендарного Алексея Рацена, «потерявшего» весь записанный материал. Но время, проведённое мною вместе с группой в тот период записи, не прошло даром. Я не из тех барабанщиков, что приходят в новую группу, слушают ночью демо, а утром едут с ней на гастроли. К группе надо притереться, а тем более к такой, как PROTOZOA.»
В апреле 2004 группа записывает на точке за два дня демо в режиме репетиции, занимается его распространением по необходимым инстанциям. ADRIANO :
«Этот материал представляет собой как раз ту программу, которая ожидала меня в тот момент, когда я начал играть с PROTOZOA. Здесь она записана «живьём» на точке за 40 часов «грязного» времени. Эти двое суток были для нас экспериментом - всё было записано практически с первого дубля. То, что получилось в итоге, удивило нас, превзошло наши ожидания. Запись, может быть, получилась «непричёсанной», но мощь и энергетику передала прекрасно. Многие говорят, что не могут поверить в то, что можно за пару дней так кайфово записать CD . А вот вам - прекрасный «лайф», позволяющий слушателю почувствовать единство PROTOZOA». И слушатели это почувствовали! Группу снова зовут принять участие в отборочных турах к Фестивалю ОКНА ОТКРОЙ! 2004 и PROTOZOA в новом облике с лёгкостью проходит и становится лауреатом фестиваля, что весьма примечательно, если учитывать непитерскую, да вообще, нероссийскую эстетику PROTOZOA. SHU :
«С самого начала так получалось - ещё тогда, в Колпино мы были непохожи на колпинские группы, после - в Питере - на питерские и нам это по душе. Нас всегда замечают, то есть мы оставляем след в памяти людей, а может быть, и глубже. Российская рок - музыка нуждается в свежей крови, а сейчас многие группы в зачаточном состоянии ориентируются либо на «говнорок», либо на Калифорнию, либо на чёрт знает, что ещё. Мы считаем, что, делая только то, что рвётся у нас изнутри, мы даём людям почувствовать радость свободы и собственной неповторимости. Наше творчество - это случайная смесь высвобождаемой энергии каждого из нас. Отрадно, что мы не оказались непонятыми, это вселяет хороший заряд оптимизма!».
Здесь исторические факты опасно приблизились к настоящему времени, следует только добавить, что фирма КАПКАН в сентябре 2004 года выпустила на CD и
«Дефлорацию» и
«Компромат», а PROTOZOA остаётся интереснейшим явлением в музыкальной жизни Санкт-Петербурга, продолжает радовать поклонников неординарной тяжёлой музыки своими искромётными шоу.